Почему в феврале 28 дней?
Иногда привычные и, казалось бы, очевидные предметы и события вдруг начинают озадачивать, когда над ними всерьёз задумаешься. Я уверен, многие без труда, с той или иной степенью достоверности, с большим или меньшим количество подробностей, смогли бы ответить на вопрос: «Почему именно в феврале и почему именно 28 дней?» Лично я мог лишь догадываться и предполагать более или менее правильный ответ на этот вопрос. Поэтому, решил немного погуглить и узнать точный ответ. Походу открыл для себя много интересного. Любопытных прошу под кат.
Календарь, по которому мы сейчас живём, начал зарождаться в древнем Риме. Было это почти три тысячи лет назад. Годом основания Рима считается 753-й год до рождества Христова. Но в то время, естественно, ни Христа, ни календаря, ни даже 753-го года не было и в помине. Историки малость расходятся во мнении, когда говорят о датах возникновения первых календарей и об их точном описании, тем не менее, разница во мнениях не столь велика и мы можем достаточно ясно себе представить картину того времени.
Года в те времена не считали по порядку, потому что порядка-то особого и не было. Их просто называли в честь правящих тогда царей. Мы говорим о начальной эпохе существования Рима, то бишь о середине XIII века до н.э. Правил тогда царь Ромул и, соответственно, год назывался «Ромулов год». Этот год делился на 10 месяцев и начинался в марте. Мне это кажется очень логичным: началом года считать начало сельскохозяйственных работ. О продолжительности месяцев существует два мнения. Согласно первой версии, в году было всего 304 дня: апрель, июнь, август, сентябрь, ноябрь и декабрь имели по 30 дней, а март, май, июль и октябрь – по 31 дню. Января и февраля тогда ещё не было. По второй версии (согласно Плутарху), количество дней в месяцах Ромулова года не подчинялось никакой логике: в некоторых месяцах было менее 20-ти дней, в других – 35 и более. При этом не было порядка даже в чередовании месяцев. Больше того, календари тогда ещё сильно отличались, в зависимости от региона. В городе Тускуле, например, октябрь насчитывал 32 дня, а в Арретии в том же октябре было целых 39 дней. В общем, полный бардак!
Но вот на смену царю Ромулу пришёл царь Нума. Он обратил внимание на тот факт, что лунный календарь и календарь солнечный – это две большие разницы! И чтобы более-менее привести эти календари в соответствие друг другу ему пришлось ввести два дополнительных месяца. Так появились январь и февраль. Почему царь Нума не просто изменил продолжительность существующих месяцев, а создал два новых? Потому что он учёл в своей реформе движение луны и разделил год на 12 месяцев согласно лунным фазам. Итак, Рим зажил по лунному календарю, в котором год, наконец, приблизился по продолжительности к солнечному году. Нума установил такую продолжительность месяцев: март, май, июль и октябрь – 31 день; январь, апрель, июнь, август, сентябрь, ноябрь и декабрь – 29 дней. На февраль осталось всего 28 дней, иначе не получалось соответствие солнечному году. Чётные числа в древнем Риме считались «неблагоприятными» и римляне старались их избегать, поэтому невозможно было отнять лишние дни у более продолжительных месяцев и прибавить их февралю – в этом случае всё равно получалось, что, по крайней мере, один месяц состоял из чётного количества дней. В общем, злую участь неудачного месяца решено было оставить последнему среди всех месяцев – февралю. Кстати, февраль до сих пор считается самым неблагоприятным месяцем в году.
Как ни старался Нума приблизить продолжительность года к солнечному циклу, всё же до конца решить эту задачу у него так и не получилось. Мы-то с вами умные, мы знаем, почему так получилось: количество дней в году не равно целому числу, поэтому постепенно календарный год будет всегда всё больше и больше отдаляться от солнечного года. Нума о чём-то таком догадывался и предусмотрел поправки к календарному году: он рекомендовал периодически вводить один лишний месяц, когда разница с солнечным годом становилась слишком заметной и неудобной.
В середине V века до н.э. законодательная комиссия Рима, состоящая из 10 видных граждан (децемвиров) возложила задачу введения поправок в календаре на понтификов – тогдашних римских жрецов. Децемвиры установили кое-какую периодичность в добавлении «лишних» месяцев, но окончательное решение об их введении полностью возлагалось на понтификов. Не обладая какими-то особенными знаниями и не опираясь на логику и науку, понтифики, в конечном счёте, создали полный хаос в календаре. Конечно, полностью перекладывать на них вину нельзя – они испытывали сильное давление со стороны влиятельных лиц Рима. Например, Цицерон в своём письме просил Аттика употребить всё своё влияние, чтобы не вводить дополнительных месяцев в календарь до тех пор, пока он не вернётся в Рим из Сицилии, где он в то время был наместником. Цицерону просто надоело исполнять свои обязанности на далёком острове, и он хотел как можно скорее вернуться в столицу. Итогом такого пренебрежительного обращения с календарём стала полная неразбериха. В 46-м году до н.э. разница между календарным и фактическим годичными циклами достигла 90 дней, а с 59-го по 46-й год в календарь вообще не вводилось «високосных» месяцев.
В 46-м году навести порядок в календарном летоисчислении взялся сам Юлий Цезарь. Чтобы точно установить годичный цикл, он напряг александрийского математика и астронома Созигена. Созиген, наконец, впервые установил, что в году 365 дней и 8 часов, поэтому, чтобы свести количество дней в году к целому числу, пришлось раз в четыре года вводить один «лишний» день. Как и положено, математик определил, что лишний день будет прибавляться к последнему месяцу года, а именно, к февралю. Однако, он не знал, что Цезарь ещё и решит перенести начало года с марта на январь. В общем, получилось малость не согласованно, и коротким месяцем с переменным количеством дней оказался второй месяц года. Когда в феврале насчитывалось 29 дней, его называли «биссекстус», а вслед за ним и весь год с таким длинным февралём тоже называли «биссекстус». В английском языке до сих пор сохранилось слово bissextile, обозначающее високосный год (хотя более ходовым считается название leap year). В России это слово постепенно преобразовалось в «високосный».
А что означало это самое «биссекстус»? Если переводить дословно, то оно означает «дважды шестой». Странно, правда? При чём здесь лишний день и «дважды шестой»? Оказывается, в Риме лишний день прибавляли совсем не так, как мы это делаем сейчас. Вместо того, чтобы прибавлять один день к концу месяца, римляне повторяли день 24-го февраля. (Не спрашивайте, почему именно день 24-го февраля удостоился такой чести. Я не знаю.) То есть, в високосному году у них было два 24-х февраля. Теперь понятно, почему «дважды шестой»? Нет? Тогда читай дальше.
Римляне, с нашей точки зрения, были чуточку не в себе и вместо того, чтобы просто пронумеровать месяцы от 1 до конца, они, почему-то, придумали довольно сложную систему, связанную с фазами луны. Каждое первое число месяца приходилось на новолуние (ну, или почти на новолуние) и называлось «календа» (отсюда и название «календарь»). С него начиналась первая фаза месяца. Следующая фаза начиналась 5-го или 7-го числа, когда луна оказывалась в своей первой четверти. Эти дни назывались «ноны». В календы жрецы выходили на улицу и наблюдали луну, а потом публично объявляли, когда в этом месяце наступят ноны – 5-го или 7-го числа. Следующая и последняя фаза календарного месяца начиналась с полнолунием, которое приходилось на 13-е или 15-е число, называемое «ида». Последнюю четверть луны почему-то решили не выделять. А может, нам об этом не известно, фиг его знает.
Как я уже сказал, сквозной нумерации дней не было. Римляне жили, глядя в будущее, и дни они считали в обратном порядке от предстоящих фаз луны. То есть, например, 13-е мая они называли «третий день перед майскими идами». Ещё одна странность: майские иды – это 15-е число. В нашем понимании, 14-е число – это первый день перед майскими идами, 13-е число, соответственно, второй день. А у римлян он вдруг оказывается третьим днём. Странно? Дело в том, что римляне, при подсчёте периодов времени, последний день предыдущего периода относили к началу следующего. Поэтому, например, последние дни каждой из восьмидневных фаз, на которые условно был разделён месяц, назывались «нундинами», от слова «новем» (девять), хотя в каждой из этих фаз было всего по 8 дней.
Теперь, наконец, можно понять смысл «биссекстуса». День 24-го февраля, согласно римскому календарю, назывался «шестой день перед мартовскими календами». В високосные годы, как мы помним, было два 24-х числа, и, соответственно, отсюда пошло называние «дважды шестой» или «биссекстус».
Вот таким вот развёрнутым и, надеюсь, интересным оказался ответ на вопрос «Почему в феврале 28 дней?»